Безопасный урок: не быстрее, не выше, не сильнее
«Раз, два, три, четыре ...» — ребята в белых футболках и спортивных штанах, выстроившись по росту, считают ... нет, не махи руками и даже не приседания, а собственный пульс. Именно с этого упражнения теперь начинается обычный урок физкультуры. «Ну что, как себя чувствуете?» — сначала интересуется у своих воспитанников учитель физкультуры, убедившись, что все в порядке, дает свисток — ученики медленным шагом направляются по кругу.
Нетрадиционная физ-ра
Положив руки на пояс, школьники идут на цыпочках, а потом начинают бежать. Через несколько минут упражнения меняются дыхательной гимнастикой, а потом разминкой, делают упражнения на растяжку — здесь учитель собрал самые лучшие и применяет на занятиях: за учителем дети умело повторяют круговые движения руками, плечами, корпусом. «Наклоняемся вперед, в сторону, спина ровная» — громко командует учитель. Юные воспитанники то тянутся руками к пяток, то на раз-два поднимают ноги. «Это мы только разогрелись, размялись, растянулись! Меряем пульс », — дает указание учитель. Теперь количество ударов в два раза выше.
Впрочем, физические нагрузки постепенно растут: не успела обернуться, как ребята уже покоряют канаты и занимаются на шведской стенке, а девушки — прыгают со скакалкой, крутят обручи, качают пресс, тянут носочки вверх, выполняя традиционную «березку». И снова в спортзале западает тишина — пока считаем пульс, время и отдыхаем.
Такими уроки физкультуры стали после ряда трагических случаев, когда ученики умирали прямо на беговых дорожках или во время других физических упражнений. И теперь решили отойти от принципа «быстрее, выше, сильнее» и перейти к более индивидуального подхода к каждому ученику. Обязав всех школьников пройти медосмотр, их разделили на три группы: основную (здоровые дети), подготовительную (после острого заболевания) и специальную (с хроническими болезнями). Каждый учитель физкультуры теперь знает, какое именно нагрузки дать той или иной группе детей.
Школьникам упростили и нормативы: для каждой группы предусмотрены различные нагрузки, кто относится к специальной, не сдает их вовсе. Между тем в некоторых школах вообще не требуют сдачи этих норм. Оцениваем учеников за работу на уроках — за усердие, умение выполнять упражнения. Ведь из своих воспитанников не готовлю олимпийских чемпионов, просто хочу их научить играть в гандбол, волейбол или баскетбол — чтобы они имели элементарное представление о спортивных играх».
В спортзал? Попробуй затянуть!
С 1 сентября прошлого года школьники имеют уже три урока физкультуры в неделю. А с нового учебного года для учеников 1-4 классов такие занятия превратятся в уроки дыхания, разминки, растяжки и пребывания на свежем воздухе.
Целыми днями просиживая за книгами, подростки все меньше двигаются. Медики уверяют: низкая физическая активность способствует возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, эндокринных нарушений, даже репродуктивной функции в будущем. Только сравним: если в среднем ребенок должен двигаться 3-5 часов в сутки, большинство современных школьников физически активные менее часа. «Если приходится долго учить уроки, отдыхайте между выполнением заданий по различным предметам. Скажем, между химией и математикой оторвитесь на 5-10 минут, встаньте, расправьте плечи и выполните несколько упражнений на растяжку. Тогда не только себя будете лучше чувствовать, но одновременно и умственно отдохнете», — советует учитель физкультуры.
С уважением, Конев Константин